Это интересно. Духовная музыка

Церковная музыкавокальная и инструментальная музыка христианской церкви (католической, протестанской и православной), сопровождающая церковное богослужение.

 

Поскольку определяющим в богослужении является молитва, церковная музыка носит (наряду с прочими литургическими реквизитами, например, посудой и одеждой) ритуальный характер и является формой преподнесения молитвословных текстов. В разное время и в разных христианских традициях музыкальное сопровождение богослужения вышло за рамки ритуала, утратило свой вспомогательный характер, приобрело статус авторского и концертного творчества. Артефакты такого рода именуются «церковными» условно, в сущности же являются примерами духовной музыки.

 

Духовная музыка - это музыка и тексты, объединенные между собой религиозной идеей. Эта музыка предназначена совершения обрядов, молитв и богослужений. Иногда ее слушают и в домашних условиях с целью добиться умиротворения, единения с Богом. У каждого народа своя вера, свои традиции, соответственно и духовная музыка имеет свои особенности. Тексты хоть и разного содержания, но суть всегда одна.

Наиболее известные сочинения

Псалмы. Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена. В XVI веке получили распространение в профессиональной внекультовой музыке. Псалмы на латинские и нелатинские тексты, оригинальные или переработанные писали Жоскен Депре, Г. Шютц («Псалмы Давида»), И. С. Бах, Гендель; в XIX веке к ним обращались Шуберт, Мендельсон и Брамс. Писали псалмы и композиторы XX века: Макс Регер, Арнольд Шёнберг, Кшиштоф Пендерецкий. celebrity nude Одно из самых известных сочинений — Симфония псалмов Игоря Стравинского.

Мессы. Первая авторская месса на полный buy generic viagra online текст ординария была написана в середине XIV века Гийомом де Машо (Messe de Notre Dame); самые ранние из дошедших до нас принадлежат композиторам эпохи Возрождения: Жоскену Депре, Палестрине, Дюфаи. В XVIII веке и в начале XIX уже редкий композитор не писал мессы; в концертную практику прочно вошли мессы Баха (прежде buy generic cialis online всего си-минорная), Моцарта, Шуберта, Торжественная месса Бетховена. На протяжении XIX века интерес к жанру постепенно угасал, и в XX веке композиторы обращались к мессе уже крайней редко; иногда писали кантаты на отдельные части канонического текста, — так, Франсис Пуленк положил на музыку Gloria.

Реквиемы. В настоящее время наиболее исполняемыми являются написанные на канонический латинский текст Реквиемы В. А. Моцарта и Д. Верди. В концертный репертуар прочно вошли также канонические реквиемы Л. Керубини (до-минорный), Г. Берлиоза, Г. Форе (на усечённый текст) и неканонические Немецкий реквием И. Брамса и Военный реквием Б. Бриттена, в котором традиционный hot gay porn латинский текст сочетается со стихами английского поэта Уилфреда Оуэна[5]. В последнее время завоёвывают признание Реквиемы Я. Д. Зеленки.

Первым сочинением этого жанра, написанным на канонический латинский текст, считается не дошедший до нас Реквием Гийома Дюфаи; первый сохранившийся, сочинение a capella в полифоническом стиле, принадлежит Йоханнесу Окегему (XV век)[5]

Страсти. Само понятие ассоциируется в первую очередь со знаменитыми Стастями по Матфею и по gay porn videos Иоанну И.С. Баха. В последнее время на концертной эстраде часто звучат Страсти господа нашего Иисуса Христа Антонио Сальери. Самые ранние из известных Страстей принадлежат Якобу Обрехту и Орландо Лассо (XV—XVI вв.). Жанр Страстей был весьма популярен до середины XVIII века, затем был надолго забыт, и лишь в XX веке интерес к старинной музыке спосбствовал возрождению некоторых жанров, в том числе Страстей; известность приобрели «Хоральные страсти» Хуго Дистлера, основанные на всех четырёх Евангелиях, и «Страсти по Луке» К. Пендерецкого (1966).

Stabat Mater. Из самых ранних известны сочинения Жоскена Депре, Палестрины и Орландо Лассо; наиболее исполняемые в наше время — Stabat Mater Джоаккино Россини, с прекрасными вокальными партиями и в целом соответствующая театральному стилю композитора, и более аскетичная Stabat Mater Джованни Перголези. Известны также сочинения Вивальди, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Верди (цикл «Четыре духовные пьесы»); есть Stabat Mater и у А. Н. Серова. lesbian porn В ХХ веке к Stabat Mater обращались Кароль Шимановский, Франсис Пуленк, Золтан Кодай, Кшиштоф Пендерецкий, Арво Пярт...

Кшиштоф Пендерецкий

Te Deum. По-видимому, самый ранний из известных нам гимнов принадлежит Букстехуде. Отделившись от культовой обрядовости, с XVIII века гимн чаще звучал во время придворных торжеств, для них писали свои гимны Гендель, Гайдн, Моцарт. В XIX Te Deum стал произведением концертного характера, писался для больших исполнительских составов — солистов и хора в сопровождении оркестра или органа; таковы гимны Берлиоза, Листа, Верди, Брукнера и Дворжака.

В России аналогом католического Te Deum был гимн «Тебя, Бога хвалим», с русским, точнее церковнославянским текстом; известны сочинения А. Л. Веделя, С. И. Давыдова, Н. А. Римского-Корсакова, А. А. Архангельского...

Ave Maria. Самая знаменитая принадлежит Францу Шуберту; среди часто исполняемых также Ave Maria Джулио Каччини. Самая ранняя из дошедших до нас принадлежит Жоскену Депре; известны также гимны Якоба Аркадельта, Палестрины, Керубини, Гуно (создана на основе прелюдии И.С. Баха), Мендельсона, Верди (цикл «Четыре духовные пьесы»), Листа, Брукнера, Дворжака, Франческо Тости... К каноническому тексту гимна охотно обращаются и современные композиторы, в том числе Алемдар Караманов, Эннио Морриконе, Игорь Лученок...

Спиричуэлс

Спиричуэлс (от англ. spiritual — духовный) — духовные песни афроамериканцев, могут рассматриваться как ответвление христианской духовной музыки, поскольку источником для них послужили духовные гимны, завезённые в Америку европейцами, и тематику их традиционно составляют библейские сюжеты. Адаптированные к афроамериканской культуре и условиям повседневного быта афроамериканцев, эти гимны преобразовались в оригинальный жанр: в спиричуэлс черты американских пуританских гимнов сочетаются с характерными особенностями африканских исполнительских традиций. Для спиричуэлс характерна респонсорная (вопросно-ответная) структура — диалог проповедника с прихожанами. Оформившиеся как жанр в конце XIX века, propecia online спиричуэлс исполнялись хором, без инструментального сопровождения и представляли собой коллективную импровизацию; но с появлением таких выдающихся исполнителей, как Мариан Андерсон и Пол Робсон, превратились в преимущественно сольные песни с инструментальным сопровождением. Спиричуэлс использовал Джордж Гершвин в своей знаменитой опере «Порги и Бесс».

В православной духовной музыке

Православная служба, в отличие от католической, всегда была исключительно вокальной, инструментальное сопровождение не допускалось; важнейшими её жанрами, помимо общих для всех конфессий псалмов, были стихира, тропарь, кондак, величание, позже сложились литургия и всенощная.

Говоря о православной музыке, обычно имеется в виду певческое искусство. Православное пение предназначено для совершения богослужения в церкви. Оно разделяется на несколько видов: древнее, партесное, знаменное пение и духовные стихи. Древнее православное песнопение или византийский распев образовалось во времена господства Византии.

Партесное пение появилось в 17 веке на территории Украины и Белоруси. Его основой была католическая партесная музыка. К 18 веку партесное пение дошло до России, где она начало развиваться, в большей степени благодаря таким композиторам как Рахманинов и Бортнянский. Основой партесного пения является многоголосное исполнение произведения. Обычно голосов в партесном пении от 3 до 12, а в редких случаях их количество достигает 12.

Знаменное пение получило свое название из-за своеобразных древерусских нот, которые были в виде крючков. По ним и по сегодняшний день поют в церквях старого обряда, а phone porn некоторые деятели хотят вернуть знаменное пение в русскую православную церковь.

Всенощная

Начиная с XVIII века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера — «Всенощные», которые могли исполняться и вне богослужения; известны «Всенощные» А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва. black porn Со второй половины ХIХ века «Всенощные» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок древних распевов; такие сочинения создали, в частности, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков. Лучшими образцами жанра считаются «Всенощные» П.И. Чайковского и Сергея Рахманинова.