Блог психологов

Домашнее задание: как его "приручить"?

педагог-психолог, Гелена Владимировна Дубровская


Выполнение домашних заданий -это серьезно!. Бывает так, что ученик занят не меньше взрослого, а то и больше. И устает ребенок в школе не меньше, чем взрослые на работе.

Вечер...А тут еще это домашнее задание. И тут начинается самое интересное: 10 раз надо сказать, что надо садиться за уроки, 10 раз повторишь, что ученье-это свет, а повторение-это мать учения, 10 раз заберешь планшет, а потом крики, хлопанье дверями, отцовский ремень (и это мы не приветствуем) и все...а домашнее задание так и не сделано. Или сделано? -Но чего это нам стоило?!

Наша задача-"приручить" домашнее задание. Как и любое домашнее животное, с домашним заданием не шутят: для домашнего задания тоже необходим правильный уход, режим дня, своевременно чистит "хвосты", и конечно же дрессировка. А чтобы правильно дрессировать, Вам скажет любой, нужны похвала и "вкусняшка".

Поэтому:

1. Режим.

Постарайтесь с первых дней делать уроки в одно и тоже время. Так вскоре домашнее задание превратиться в такую же каждодневную привычку, как чистить зубы или мыть руки перед едой. Для домашнего задания лучше не выбирать время сразу после школы.

Поинтересуйтесь у ребенка, сколько ему нужно времени для отдыха. Время, которое назовет ребенок, Вы вправе регулировать, но оно должно быть не меньше 40 мин.-1часа. Позвольте во время отдыха заниматься ребенку соими делами. Минут за 10 до окончания отдыха сообщите,  какое время у ребенка еще осталось. Это его немного мобилизует.

"У тебя осталось 10 минут!" Не звучит ли это угрожающе?- Скажите этоу фразу  ровным тоном, спокойным, повествовательным. Потренеруйтесь! Получается?

2. Рабочее место.

Идеальным будет оборудовать для школьника специальный стол (парту), где он будет иметь возможность заниматься, хранить учебники и сам наводить там порядок. Чтобы глаза не уставали, необходимо обеспечить правильное освещение. Для ребенка-правши поставьте настольную лампу слева. При первых признаках усталости всегда делайте перерыв

Но даже к рабочему пространству стоит подойти разумно. Представьте себе, что Вы целый день безвылазно провели за рабочим столом  и дома Вас опять посадили за стол и заставили работать... О нет!... Поэтому отнеситесь с понимание к тому, что ваш ребенок делает уроки на полу, лежа на диване, на ходу. Главное, что делает!

3. Тихо! Идет подготовка!

Во многих рекомендациях Вы прочитатете, что ребенку нужна абсолютная тишина при подготовке  домашнего задания, но есть категория детей, которые в тишине как раз и не могут сконцентрироваться и работать, эти дети хорошо работают под легкую, негромкую музыку. Чаще так ведут себя  дети- аудиалы. При запоминании материала, они опираются на слух. Им информацию нужно прочитывать вслух. Детям-визуалам необходима наглядность и демонстрация. Детям-кинестетикам необходимо для запоминания материала нарисовать план ответа, или написать шпаргалги (пользоваться не обязательно).

4. Сам или не сам?

Конечно, приучать к самостоятельности надо, но пускать такое серьезное дело, как ДЗ, на самотек не стоит. Не надо запирать ребенка в комнате одного, чтобы он там делал уроки. Хочет быть один-пусть будет и сам все делает. Вы лишь можете, в этом случае, предложить свою помощь, когда она понадобиться и  проверить итоги работы. Но если ребенку ну никак не работается в одиночестве, то просто будте рядом, не сидите у него "над душой", а просто  находитесь где-то совсем неподалеку и переодически, в сложных ситуациях, подсказываете, на что обратить внимание, и куда дальше двигаться. Есть категория детей, дети особые, с которыми надо сидеть рядом, надо повторять много раз, надо методично и упрямо отрабатывать каждый шаг. Таких детей не много, их единицы.

5. Казнить или хвалить?

Помимо учителя, просматривайте тетрадочки, и вместе с ребенком анализируйте его успехи и удачи, находите те проблемки, над которыми надо поработать. Заметили разницу? Не просто похвалите за "5", а прокомментируйте каждую удачную работу, каждую удачную букву, задачу особенно, если до этого, подобные работы для вас были проблемой. Если отметка в тетрадях Вас не радует, то ребенка мы не ругаем, это не деятельностный подход, мы планируем вместе, что необходимо сделать для исправления ситуации. Расстраиваться Вам, родителю, из-за плохих отметок нет никакого смысла. Для Вас это лишь сигнал, что необходимо обратить внимание на подобные задачи и  поработать дополнительно.

 

Главное!

Ваш ребенок самый умный. Самый уникальный. Самый талантливый.

А чтобы "приручить" домашнее задание надо спокойствее, терпение и время.

У вас все получится!


Обновлено 21.10.2015

 

Ходим в школу с радостью! (адаптация первоклассников)

Гелена Владимировна Дубровская педагог-психолог

 

Адаптация, что это?

Показатели хорошей психологической адаптации ребенка к первому классу — это когда ребенок в школу идет с радостью, он с охотой и терпением готовит уроки, регулярно и искренне рассказывает родителям обо всех школьных событиях и занятиях. Если же реакция на школу обратная, то это является свидетельством плохой психологической адаптации первоклассника в к школе и сигналом для родителей, который указывает, что ребенок нуждается в их помощи. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.

Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

 

Что могут сделать родители, чтобы адаптация к школе прошла успешно?

И папа, и мама должны вникать в те проблемы, о которых рассказывает первоклассник. Если же он вообще не хочет говорить о школе, то следует корректно узнать причины такого нежелания, возможно, сходить в школу и поговорить с учителем.

Самое главное – ни в коем случае не ругать малыша за неусидчивость, а точнее – не ругать его ни за что, связанное со школой, чтобы у него не пропал интерес к учебе.

Не сравнивайте никогда своего ребенка, с другими детьми, лучше справляющимися с процессом обучения. После таких сравнений дети, как правило, еще больше замыкаются в себе и не хотят делиться с родителями своими переживаниями и тревогами. А еще они могут затаить ненависть к своим одноклассникам, которые, по словам родителей, и в школе сами со всем справляются, и английский учат, и в музыкальную школу ходят.

Поддержка и похвала, спокойный тон общения с первоклассниками должны быть присущи их родителям. Дети, чувствуя поддержку родителей, лучше справляются с психологической адаптацией, демонстрируют хоть не значительные, но успехи. Их всегда необходимо поощрять и замечать. Фраз „потом посмотрю” или „ мне некогда” не должно быть в лексиконе родителей первоклассников. Хвалите ребенка за то, чему он научился, что прочитал, в чем усовершенствовался.

Большое значение для облегчения адаптации имеет соблюдение первоклассниками норм двигательной активности. Родителям рекомендуется ежедневно гулять с ребенком после окончания занятий в школе и перед сном.
Безусловно, для облегчения адаптации первоклассников должен быть организован рациональный режим дня. Рекомендуется по возможности не отдавать сразу первоклассника в группу продленного дня на весь день; крайне желательно хотя бы в первой четверти устраивать для ребенка один-два дня, полностью или частично свободных от «продленки».
Учащиеся первых классов могут заниматься в секциях и кружках (следует рекомендовать преимущественно физкультурные и эстетические занятия): рекомендуется не более двух кружков при общей продолжительности занятий не более 6 часов в неделю. Выполнение домашних заданий рекомендуется начинать не ранее 16:00. В режиме дня детей следует предусмотреть время спокойного отдыха после обеда, возможна организация дневного сна для детей, не посещающих группу продленного дня. Продолжительность ночного сна первоклассников должна составлять не менее 9,5 часа, а игры на компьютере и просмотр телепередач не должны превышать 1 час в день.
Первый класс школы – один из волнительных периодов жизни всей семьи, но вместе с тем и один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.
Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих взрослых.

Обновлено 21.10.2015

 

«Семья это подушка безопасности для детей».(Коля, 13 лет)

Ковель Марина Юрьевна, педагог – психолог высшей категории, область интересов – гендерная психология, этнопсихология, психология искусства.

Всем известно, что подростковый возраст характерен определенными особенностями в поведении и развитии детей, в своей подборке консультаций хочется обратить внимание на эмоциональные, семейные, информационные трудности и нагрузки, которые испытывают родители, либо лица их заменяющие в этот период.

"Я ее родила очень поздно, это мой единственный ребенок. Моей дочери исполнилось 12 лет и девочку как подменили, до этого она была милая, послушная, ласковая, у нас никогда не было конфликтов, она училась хорошо, была усидчивая и работоспособная, а сейчас я ее не понимаю, чувствую себя одинокой и не нужной ей. Она стала хуже учиться и грубить всем – отцу, мне, учителям. Раньше мы проводили очень много времени вместе, а теперь у нее одни подружки на уме.. "

Подростковый hot lesbian porn возраст у современных детей действительно протекает иногда очень резко и конфликтно, тем более, что ситуация семьи непростая: с одной стороны - большой возраст мамы и папы это плюс (определенный жизненный опыт, положение и достаток в семье), с другой стороны большой возраст родителей может препятствовать пониманию родителей и ребенка, это люди разных поколений и когда родители по возрасту больше соответствуют прародителям (то есть бабушкам и дедушкам) то они еще острее чувствуют тот дефицит детской любви, который возникает у родителей в этом возрасте. Мы взрослые так привыкаем к тому, что наши дети нас считают самыми лучшими, самыми значимыми, самыми умными, и когда мы не получаем этого подтверждения от детей нам тоже становиться плохо. Нам не хватает совместного времяпрепровождения, мы понимаем теперь, что социум интересует ребенка гораздо больше, чем семья. И это нормально – ребенка мы растим для мира, а не для себя.

Особенностью протекания подросткового возраста у девочек является то, что в организме происходят очень большие физиологические перемены, в исследованиях физиологов отмечается снижение работоспособности и быстрая утомляемость девочек. В этом возрасте возрастает «цена образования» для организма девочки, то есть на одну и ту же работу она тратит больше сил, чем в другом возрасте. Другой аспект этого возраста - смена ведущей деятельности, если в предыдущем возрасте ведущая деятельность учебная, то в подростковом возрасте общение. Поэтому так важны подружки и разговоры с ними по телефону. При всем нашем родительском терпении, принятии и понимании детей, надо помнить еще и следующее – женское поведение очень трудно корректируется, важно вовремя проговорить с девочкой о том, как выглядит ее поведение, о том, что грубость и резкость никогда не были украшением женщины, во все времена главными женскими чертами были воспитанность, мягкость, женственность, доброта. Особенности этих разговоров «по душам» заключаются в том, что мы должны найти время, когда нас наш ребенок готов слушать и слышать. И главное, что должны помнить родители подростков – девочек – в каждом человеке живет ребенок. А самое дорогое для этого ребенка – любовь и вера родителей в него. Поддержка, принятие, понимание, участие, заинтересованность, любовь и вера в ребенка помогут пережить подростковый возраст без потерь детско-родительских отношений.

"Мой сын стал невозможным, он ничего не делает дома, он ворует, он никого не слушается, с отцом он испортил все отношения. Мой главный вопрос – он сейчас ушел из дома, уже второй день не ночует дома, его надо искать? В школе у него полный завал, пропускает уроки (правда он много ездит со своим театральным коллективом), уроки почти всегда не выполнены, я в отчаянии. "

Вопрос gay porn психолога: «Это у Вас приемный ребенок?», ответ мамы: «А откуда Вам это известно?».

В hot lesbian porn этом случае вопросов несколько, особенно к службам по усыновлению (как долго курируется приемная семья). У мальчика (учащегося 8 класса) приемная семья, мальчик об этом не знает, но судя по его поведению, что-то чувствует, мальчику плохо – плохо дома, плохо в школе, и мальчик сам нашел для себя «спасательный круг» – театральную студию, где его ценят и где ему хорошо. Вот это очень важно, важно чтобы ребенок в подростковом возрасте нашел для себя «значимого взрослого», особенно если это парень. Девочкам от рождения легче. Девочка принимает женскую идентификацию, она, такая как мама, мальчику же чтобы почувствовать себя взрослым надо от мамы отделиться, противопоставить себя ей, у мальчиков идентификация «анти-женская». Насколько должна быть сильна эмоциональная связь между мальчиком и мамою, что бы мальчик только противопоставил себя маме, а не оторвался от нее совсем, как делает этот ребенок. Своим поведением он кричит – мне плохо, он ворует (немножко счастья для себя), он очень эмоционален (талантливый актер), а талантливые дети растут сложно.

Маме и папе тоже очень тяжело, они не готовы (эмоционально, личностно) к этим переменам в ребенке, они не готовы положить на него жизнь как это сделали бы родные родители, поэтому и вопрос на счет «искать или не искать». Семья формальна, не потому, что это плохие люди, нет, это уважаемые, состоявшие в профессии, но не очень подготовленные к родительству. Им трудно, они растеряны, подавлены, семье нужна помощь.

И здесь уместно поговорить о родительской позиции - в подростковом возрасте это позиция «рядом», или «на равных». Этого мальчика – может быть в будущем талантливого актера, надо просто принять родителям и как социально адаптированным личностям помочь ему своим взрослым ресурсом:

1)ликвидировать naked celebrities школьные долги и пробелы;

2)создать black girl porn условия для развития способностей своего сына;

3)восстановить celebrity porn семейные отношения.

iphone porn не знаю, что мне делать, вчера пришла с родительского собрания и проплакала весь вечер. Мой сын очень слабо учится, в основном троечки иногда четверочки. В этом году нам сдавать ГИА, классный руководитель сказала, что он не сдаст. Позор на нашу семью, ужас! У моего ребенка не будет даже нормального документа об окончании 9 класса. Я с ним разговариваю, а он спокоен как «удав», ему все равно, наушники в уши вставит и сидит. Как его растормошить?"

Трудности lesbian sex porn старшего подросткового возраста, а по большому счету и всего детства ребенка заключается в разности темпераментов ребенка и родителя. По данным зарубежных психологов самым плохо переносимым раздражителем для мужчин является женский голос на повышенных тонах с проявлениями визга. В данном случае мама (хотя этим страдают и некоторые учителя) очень темпераментна, говорлива и эмоциональна, у ребенка (мальчика, прежде всего) все наоборот – он молчалив, спокоен и мало эмоционален. Российский нейропедагог В.Д. Еремеева в одной из своих книг предлагает правила для общения с мальчиками, главное в этих правилах это то, что при общении с мальчиками надо четко и кратко формулировать свои мысли, ни в коем случае не повторять одно и то же по нескольку раз. Иначе мальчики нас просто перестают слушать, они «закрывают» уши от женских эмоциональных перегрузок. Мальчики очень зависимы от мнения о них (родителей, учителей, бабушек и дедушек, сверстников) поэтому снова те же слова вера, принятие, понимание, любовь, доверие могут сделать просто чудеса. И опять про подключение взрослого ресурса – мы взрослые можем вдохновлять и вселять уверенность, потому, что мы знаем, как можно выйти из этой ситуации победителем, есть время и надо, чтобы оно работало на ситуацию, а не против нее (подключаем взрослый ресурс - консультации, индивидуальные занятия, репетиторство).

Другой аспект этого обращения таков - здесь присутствует наш «педагогический брак», у нормальных родителей и так высокий уровень ответственности и тревожности за то, как их дети сдадут экзамены, повышать уровень этой тревожности до состояния невротического просто непрофессионально. В настоящее время школа и дошкольные учреждения это последние государственные структуры, профессионально работающие с родителями. Задача школы - повысить уровень родительской компетентности, а это значит показать и предложить несколько вариантов выхода из этой ситуации (ликвидация пробелов в обучении через индивидуальные занятия, работа с психологом с целью повышения мотивации к обучению, ознакомление учащихся с другими техниками и технологиями обучения, применение информационных технологий в подготовке к экзаменам, и т.д.) И тогда взаимодействие родителей и школы будет выглядеть как конструктивное взаимодействие, а не как расшатывание нервной системы последних и нагнетание ненужных страхов.

"Мне 13 лет, у меня такая хорошая семья, мой пап это пример для меня во всем – он добрый, внимательный, его ценят на работе, он занимается спортом, он боготворит маму. В последнее время я, думая о своем будущем я все больше и больше прихожу к мысли, что я никогда не выйду замуж, я не найду такого мужа как мой папа"

Это porn cartoon обращение удивило, обычно с такими тревогами обращаются девочки отцы, которых ведут социально неодобряемый образ жизни (пьянствуют, не работают, употребляют наркотики). Конечно отец – это очень важно для ребенка и для мальчика и для девочки, печально, что почти 30 % детей растут без отцов, но оказывается и наличие идеального отца тоже в определенной степени стрессовый фактор для ребенка.

Милая phone porn девочка, как тебе повезло! Твой папа стал для тебя тем идеальным мужчиной, по которому, как по эталону, ты будешь искать своего спутника жизни. Представляешь, от какого количества ошибок в выборе спутника жизни он тебя уберег? Он показал тебе, какие личные качества мужчины делают семью счастливой. Но есть такая народная французская пословица: «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина!», - поговори с мамой об этом, попробуй понять, что делает в семье она для того, чтобы ее мужчина стал таким. По наблюдай, как они общаются, какие слова говорят друг-другу, как благодарят, как поздравляют с праздниками, какие традиции есть в вашей семье, как в ней относятся к старшему поколению, как заботятся о детях, общаются с друзьями, помогают другим людям. Попробуй понять дух родительской семьи. Когда вырастешь тебе все это пригодиться. Тебе надо это богатство обязательно сохранить, сохранить и передать следующему поколению. Что бы и твоя дочь растила твоих внуков в такой же атмосфере добра, любви и взаимовыручки. 

Обновлено 03.10.2011